Розовый слоник

Либеральное воспитание и избирательное восприятие

У меня тут на фейсбуке произошла крайне интересная дискуссия с двумя дамами относительно вот этого текста. Понятное дело, что все мы крайне крутые специалисты как минимум в двух областях: лечении и учении, про это уже давно анекдот есть. Коротко говоря, этот понятный слой проблемы сводится к очередной констатации того, что психологам часто бывает тяжело общаться с непсихологами, в особенности с богатым жопытом, и мне, разумеется, тоже бывает. Но помимо этого слоя, участвуя в дискуссии, я сформулировала для себя пару интересных вещей, которыми хочу поделиться с вами, мои дорогие читатели. В самой дискуссии не делюсь, поскольку там, как мне кажется, это будет избыточно.

Очень большой интерес вызвали у меня вот эти два отрывка из одного и того же комментария, цитирую:


  1. «Дети вовсе не склонны делать то, что „значимые“ взрослые делают. Это миф. Иначе у хороших родителей не росли бы сволочи, а в семье, где отец орет и ударить может, не росли бы отзывчивыми людьми».

  2. «Иначе будет то, что я много раз в жизни видела: с любимыми мамой и папой, или сестрой, любвеобильные и вежливые, а тебя так пошлют, что мало не покажется».

По первому пункту я могу сказать следующее. Дети, разумеется, повторяют за значимыми взрослыми (конечно же,  с той оговоркой, что на развитие человека оказывает влияние множество вещей  помимо этого повторения). Про использование моделей ещё Альберт Бандура в первой половине двадцатого века нам всё доказал. Уверена, что были и конкретные исследования насчёт именно значимых других, но сейчас не могу привести ни одного, ничего не приходит на ум, к сожалению. Дети повторяют, да. Но, как правило, дети повторяют не то, что сами значимые взрослые считают достойным повторения, а всё повторяют. Всё, что видят и слышат. Если там и есть какая-то избирательность, то она вовсе не морально-нравственного характера («повторяют хорошее»), а скорее эмоционально-регуляторного («повторяют то, что производит на них сильное впечатление, а также то, что впоследствии привлекает больше внимания»). Вследствие вытеснения взрослыми бОльшей части того, что доступно для детского восприятия, и возникает ошибочное представление о том, что дети, мол, на самом деле ничего не копируют. Ну и, повторюсь, то, что копирование детьми поведения взрослых является одним из нескольких влияющих факторов, не даёт права называть его «мифом». И да, дети копируют, в числе прочего, установки своих родителей (и прочих значимых взрослых) на общение с другими людьми. В первую очередь — с детьми. Тому есть множество эмпирических доказательств.

А второй пункт меня вообще очень обрадовал. Ребята, смотрите, что человек пишет! Ребёнок, поганец эдакий, вежлив только с теми, кого любит, а остальных может и послать в пешее эротическое путешествие! Господи, мы тут своих клиентов этому навыку годами пытаемся научить, а человек уже умеет!!! Это же круто. Это здорово. Граждане читатели! Ни в коем случае не нужно позволять воспитывать себя всем, кому не лень. И вежливыми быть со всеми тоже не обязательно. Это по желанию. По любви, так сказать.  Иначе вы моментально окажетесь жертвой либо сознательных, либо бессознательных манипуляций со стороны людей, которые хотят вас использовать. Потому что невежливым мы все — на автомате! — считаем такое поведение, которое расходится с нашими ожиданиями от поведения человека. А вовсе не то, что нам обычно кажется.

В общем, для меня это были очень интересные и полные размышлений два дня. Никогда бы не подумала, что одна коротенькая дискуссия способна вызвать мыслей на целый пост. А может, даже и на семинар. Надо бы мне чаще пользоваться этим способом для пробуждения своего ленивого мышления.

Ссылка на запись на Марина Андронова: http://andromarin.ru/2018/02/15/liberalnoe-vospitanie-i-izbiratelnoe-vospriyatie/
"Жопыт"! Хорошее определение! Запомню себе :))
Кстати, выражение "жизненный опыт" само по себе имеет скорее негативный смысл, так?